На сегодняшний день Marvel Comics одна из самых успешных американских компаний по производству комиксов, входящая в состав корпорации «Marvel Entertainment». К числу самых известных работ Marvel можно отнести такие серии комиксов как: «Фантастическая четвёрка», «Человек-паук», «Невероятный Халк», «Железный человек», «Сорвиголова», «Серебряный Сёрфер», «Призрачный гонщик», «Доктор Стрэндж», «Тор», «Капитан Америка», «Люди Икс», «Каратель» и «Дэдпул».

Пожалуй, это все, что знают большинство современных жителей Земли о такой легендарной компании как Marvel, у которой за плечами многолетняя история, берущая свое начало в 1939 году.

Именно поэтому, в этой статье мы собрали для вас список самых важных событий из истории компании Marvel, а так же раскроем некоторые тайны, о которых мало кто знает.

Оглавление:

  1. А помнишь как все начиналось? Начало истории компании Marvel.
  2. Супергерои выходят из моды. Послевоенные годы.
  3. Снова в бой. 1960-ые года.
  4. Пробуем новое, но продолжаем старое. 1970-ые года.
  5. Временный успех. 1980-ые года.
  6. Тяжелые времена. 1990-ые года.
  7. Новое время. 2000-ые года.
  8. Герои вселенной Marvel.

 

«А помнишь как все начиналось?»

Первый комикс от Marvel (октябрь 1993 год) Дизайнер обложки Фрэнк Рудольф Пауль

Компания  Comics была создана Мартином Гудменом в 1939 году и входила в состав дочерних компаний под общим названием «Timely Comics». Уже в октябре того же года выходит первая публикация под названием «Marvel Comics», где впервые появились Человек-Факел, супергерой-андроид (известный как «Вижен») и антигерой-мутант Нэмор Подводник. Первый номер комикса стал настоящим хитом. Хотя компания на тот момент не обладала большим количеством средств на удовлетворение всего спроса, и пришлось воспользоваться услугами сторонней компании «Funnies Inc», последующий тираж насчитывал в себе около 900 000 копий.

 

Captain America comics №1 Первый комикс про супергероя Капитана америку

После колоссального успеха было принято решение сформировать рабочую группу, которая бы занималась разработкой новых комиксов для серии «Marvel Comics». Таким образом ведущий редактор и писатель Джо Саймон объединился с будущей легендой индустрии комиксов Джеком Кирби. Их совместная работа подарила нам Капитана Америку, который дебютировал в комиксе «Captain America Comics» в марте 1941 года. Он также стал главным хитом. Было распродано около 1 000 000 экземпляров.

К 40-м годам бизнес Гудмана вырос, и стало понятно, что Саймону нужны помощники. Тогда Гудман взял на работу сына двоюродного брата своей жены, 17-летнего Стэнли Либера. Который спустя двадцать лет обретет всемирную популярность под именем Стэн Ли.


«Супергерои выходят из моды»

Уровень продаж всех комиксов значительно упал в послевоенные годы, поскольку образ сверхчеловека, популярный в годы Великой депрессии и войны, вышел из моды. Как и другие издатели комиксов «Timely» — известная в 1950-е годы под названием «Atlas Comics» — взяла курс на популярные тогда жанры: забавные животные, вестерн, ужасы, война, криминал, юмор, любовный роман, шпионский роман и даже средневековое приключение, такие комиксы пользовались разным уровнем усп
еха. Попытки возродить в 1953—1954 годы комиксы о супергероях с участием Человека-факела, Подводника и К
апитана Америка не имели успеха.

С 1952 до конца 1956 года Гудмен распространял свои комиксы через собственную дистрибьюторскую компанию «Atlas». Позже он переключился на «American News Company», крупнейшую национальную компанию-распространителя и фактически монополию, которая вскоре проиграла судебный процесс Министерству юстиции США и вышла из дела.

«Dippy Duck» №1 (Сумасшедшая утка) Год выпуска: октябрь 1957
Amazing Adventures» №3 Год выпуска: 9 мая 1961 год

Последним комиксом с логотипом «Atlas» был «Dippy Duck» №1 (Сумасшедшая утка), вышедший в октябре 1957 года. Первым комиксом со знаком «Marvel Comics» стала научно-фантастическая антолог
ия «Amazing Adventures» №3 (Удивительные приключения), на обложке которой был логотип «MC». Комикс был издан 9 мая 1961 года, хотя на обложке стояла дата август 1961.

 

На волне успеха научно-фантастических фильмов Гудмен запускает шесть шесть серий комиксов в этом жанре: «Удивительные миры» №1; «Мир фэнтези» №15; «Удивительные истории» №67; «Путешествие в тайну» №50; «Тревожные истории» №1 и «Поразительные истории» №1. Но к концу 1959 года их выпуск прекратилс

«Линда Картер, медсестра-студентка» Год выпуска: май 1961

я из-за низкого спроса. В то время над выпусками продолжали трудиться Джек Кирби, Дон Хек, Пол Райнман, Джо Синнотт, Стэн Ли и Стив Дитко.

Также «Marvel» расширила свою линию юмористических комиксов для девушек, создав серию «Кэти» (октябрь 1959) и короткий комикс «Линда Картер, медсестра-студентка» (сентябрь 1961).

 


«Снова в бой»

На фоне успеха «DC Comics» по возрождению комиксов о супергероях в конце 1950-х и начале 1960-х годов, в особенности с «Американской Лигой Справедливости», «Marvel» решила идти следом.

Комикс «Фантастическая Четвёрка» Год выпуска: ноябрь 1961 Дизайнер обложки: Джек Кирби

Редактор и писатель Стэн Ли вместе с вольнонаёмным художником Джеком Кирби создали Фантастическую Четвёрку, несколько напоминающую квартет искателей приключений из комикса «Challengers of the Unknown», который Кирби создал для «DC» в 1957 году. Новоиспеченные герои не вели двойную жизнь и даже поначалу не носили костюмов (при этом в их составе был один монстр), ругались друг с другом и испытывали повседневные трудности, что стало называться подходом «супергерои в реальном мире». Как отмечают многие историки комиксов, именно этот подход стал причиной успеха данного комикса и всех последующих, основанных на нём. На волне успеха «Marvel» начала создавать комиксы о других супергероях и антигероях, таких как Халк, Человек-Паук, Тор, Человек-Муравей, Железный Человек, Люди Икс и Сорвиголова, и таких запоминающихся суперзлодеях, как Доктор Осьминог, Веном, Доктор Дум, Магнето, Галактус, Зелёный Гоблин . Самым коммерчески успешным комиксом стал «Удивительный Человек-Паук» (The Amazing Spider-Man), созданный Ли и Дитко.

В последующих комиксах «Marvel» особое внимание уделялось раскрытию характеров супергероев. Так, например, Человек-Паук всегда представлялся своим читателям обычным парнем с обычными для подростка проблемами. Большинство поздних супергероев «Marvel» страдали от внутренних проблем и одиночества даже больше, чем обычные люди, в отличие от совершенных, красивых и спортивных традиционных супергероев раннего периода. Но именно этот нестандартный для того времени подход произвёл революцию в комиксах.

Имя Стэна Ли стало одним из самых известных в индустрии комиксов. Большинство героев, созданных в то время, принадлежит его авторству — именно они и составляют основную массу популярных персонажей, которых мы привыкли видеть сейчас.

В 1968 году основатель компании Мартин Гудман продал «Marvel Comics» и все свои остальные издательские компании «Perfect Film and Chemical Corporation». Все бывшие компании Гудмана были объединены в подразделение «Magazine Management Co.», а сам Гудман остался издателем.


«Пробуем новое, но продолжаем старое»

В 1970 году Стэн Ли увидел возможность покорить британскую публику без использования перепечатываемого американского материала. В октябре 1976 года «Marvel» создала «британского героя для британцев»,Капитана Британию, комикс о котором сначала вышел лишь в Великобритании, а позже и в Америке.

В 1971 году Департамент образования и здравоохранения США предложил Стэну Ли создать комикс о вреде использования наркотиков. Ли согласился и ввёл в комикс о Человеке-Пауке историю, в которой показал насколько опасны наркотики. Однако цензор внутри индустрии комиксов отказался одобрить эту историю, поскольку счёл присутствие наркотиков неуместным в контексте данного комикса. Ли, заручившись поддержкой Гудмена, всё-таки издал свою историю в «Поразительном Человеке-пауке» №96—98 (май—июль 1971 года) без разрешения цензурного комитета. Сюжетная линия получила положительные отзывы, а аргументы цензурного комитета были подвержены критике, что привело к его переформированию в том году.

Гудмен ушёл из издательского дела в 1972 году, и его заменил Ли, отошедший от повседневной работы в «Marvel». Комиксы, созданные под эгидой новых главных редакторов, пришлись на период очередного затишья в индустрии. Вновь «Marvel» обратилась к другим жанрам: ужасам (Гробница Дракулы), боевым искусствам (Шан-Чи: Мастер кун-фу), фэнтези (Конан-Варвар, Рыжая Соня), сатира (Утка Говард) и научная фантастика (Ворон-убийца в «Удивительных приключениях»).

В 1973 году «Perfect Film and Chemical Corporation» сменила название на «Cadence Industries», а «Magazine Management Co.» в свою очередь была переименована в «Marvel Comics Group». Гудмен, теперь уже совершенно далёкий от Marvel, создал в 1974 году новую компанию «Atlas/Seaboard Comics», воспользовавшись старым названием Marvel, однако этот проект просуществовал всего полтора года.

В середине 1970-х годов у «Marvel» заметно уменьшилась сеть газетных киосков, в которых продавались их комиксы. К концу десятилетия финансовое положение «Marvel» улучшилось благодаря развитию собственной дистрибьюторской сети (компания стала осваивать магазины комиксов наряду с газетными киосками), некоторым возрождённым сериям (вроде «The Uncanny X-Men»), новым хитам от команды писателя Криса Клэрмонта и художника Джона Бирна, а также более реалистичному комиксу о городском борце с преступностью «Сорвиголове», созданному автором/художником Фрэнком Миллером.


«Временный успех»

В 1978 году, Джим Шутер (англ. Jim Shooter) становится главным редактором «Marvel Comics». Хоть и будучи противоречивой фигурой, Шутер излечил множество болезней издательства, включая постоянно пропускаемые сроки. Компания наслаждалась своим лучшим успехом на протяжении девяти лет пребывания Шутера в должности главного редактора, наиболее знаменательные тем, что Крис Клермонт и Джон Бирн запустили «Uncanny X-Men» и запуском Сорвиголовы Френка Миллера. Также под редакционным правлением Шутера Волт Симонсон перезапустил комикс «Могучий Тор» и сделал его вновь бестселлером.

Несмотря на успех «Marvel» в начале 1980, издательство начало сдавать позиции «DC» во второй половине декады, с того момента, как несколько бывших звёзд «Marvel» перебежали к противнику. «DC» выбежали вперёд с такими комиксами и мини-сериями, как Хранители, Возвращение Тёмного Рыцаря, Кризис на Бесконечных Землях, перезапуск Супермена от Джона Бирна, и Swamp Thing от Алана Мура.

В 1986 Marvel была продана «New World Entertainment», которая после трёх лет продала «Marvel» «MacAndrews and Forbes», владельцем которой был исполнительный директор «Revolon» Рональд Перлман.


«Тяжелые времена»

Marvel заработали много денег и признание читателей на протяжении «эры» комиксов в начале 90-х, запустив успешную серию комиксов «2099», события которой происходили в будущем («Spider-MAN 2099», и тому подобные) и творчески смелый, хоть и неудачный импринт «Razorline», выпускавший комиксы о супергероях, созданные писателем и кинорежиссёром Клайвом Баркером. Тем не менее в середине десятилетия в индустрии наступил спад, и в декабре 1996 Marvel воспользовались главой 11 Кодекса о банкротстве США.

Самый большой удар «Marvel» приняла в начале 1992 года, когда семь самых успешных, обладающих наградами художников — Тодд МакФарлейн (известный за его работу над Человеком-Пауком), Джим Ли (Люди Икс), Роб Лайфелд (Сила Икс), Марк Сильвестри (Росомаха), Эрик Ларсен (Удивительный Человек-Паук), Джим Валентино (Стражи Галактики) и Уильям Портасио — оставили компанию для основания своей собственной успешной компании «Image Comics».

В конце 1994 года «Marvel Comics» приобрела компанию-распространителя комиксов «Heroes World Distribution» для использования в качестве собственного распространителя комиксов. В то время остальные крупные издательства заключали индивидуальные договора с другими компаниями, и в результате волнового эффекта остался только один, главный дистрибьютор в Северной Америке, «Diamond Comic Distributors, Inc». В начале 1997 года, когда попытка «Marvel» с «Heroes World» провалилась, «Diamond» предложил уникальную сделку для «Marvel» — отдать компании секцию под каталог комиксов «Previews».

Девяностые годы были примечательны использованием различных оригинальных приёмов, чтобы повысить продажу комиксов, вроде разных по стилю обложек, различных усовершенствований обложки, комиксов с купальниками (англ. swimsuit issues). В 1991 году «Marvel» начали продавать «Marvel Universe Cards» — коллекционные карточки — производимые компанией, специализирующейся на производстве карт — «SkyBox International». Это были коллекционные карточки, описывающие персонажей и события Вселенной Marvel.

Другая частая практика «Marvel» этого периода — это кроссоверы с вовлечением всей вселенной, которые внесли хаос в целостную картину вселенной. В 1996 году был выпущен кроссовер «Onslaught Saga», в котором были задействованы почти все комиксы, и который позволил «Marvel» перезапустить несколько ведущих персонажей вселенной, таких, как Мстители и Фантастическая четвёрка, и во вселенной Возрождения Героев, в которой перебежчикам «Marvel» (а ныне звёзды «Image Comics») Джиму Ли и Робу Лайфелду было дано разрешение перезапустить комиксы с нуля. Однако вскоре после запуска продажи быстро опустились ниже ожидаемого уровня, и «Marvel» закрыла эксперимент после года работы над ним; вскоре персонажи вернулись к своему прежнему облику (Вселенная Marvel или Земля 616). В 1998 году компания запустила серию «Marvel Knights», берущую начало во вселенной «Marvel»; ведомая будущим главным редактором Джо Кесадой, она наполнилась сильными и смелыми историями с появлениями таких персонажей, как Нелюди (англ.  Inhumans), Чёрная пантера и Сорвиголова.

В 1991 году Рональд Перлман, чья компания «MacAndrews and Forbes» приобрела материнскую компанию «Marvel Comics», «Marvel Entertainment Group» (MEG), в 1986 году, выпустил акции компании на Нью-Йоркскую фондовую биржу, гарантированным размещением которых занялись Меррил Линч и «First Boston Corporation». Используя быстрый рост рынка ценных бумаг, Перлман выпустил серию бросовых облигаций, которые он использовал для приобретения детских развлекательных компаний, обеспеченных акциями «MEG». В 1997 году компании «Toy Biz» (как следует из названия, компания заведовала играми, куклами, и тому подобному содержимому по мотивам комиксов «Marvel»), и «MEG» решили покончить с банкротством, образовав новую корпорацию, «Marvel Enterprises». Вместе с деловым партнёром Ави Арадом, издателем Биллом Джемезом и главным редактором Бобом Харрасом Перлман помог вернуть к жизни Marvel.


«Новое время»

С приходом нового тысячелетия «Marvel Comics» избежала банкротства и начала разнообразить свои предложения. В 2001 году «Marvel» отказалась от «Comics Code Authority» и основала свою собственную систему рейтингов «Marvel Rating System» для комиксов. Первый комикс этого тысячелетия, который не был отмечен Code, был «X-Force» #119 (октябрь 2001).

«Marvel» также запустила новые импринты, такие как «MAX» (линия комиксов, предназначенная для более взрослых читателей) и «Marvel Age» (наоборот, предназначенная для более юных читателей). Также компания создала отдельную серию для альтернативной вселенной, «Ultimate Marvel», позволившую компании перезапустить истории основных персонажей, чтобы улучшить и адаптировать персоналии для представления новому поколению. К 2010 году, в то время как «Marvel» оставалась основным издателем комиксов, несмотря на значительный спад в индустрии комиксов в сравнении с предыдущими десятилетиями. Некоторые персонажи были изменены, чтобы стать франшизой, самые кассовые из которых: серия фильмов Люди Икс, стартовавшая в 2000 году, и трилогия Человек-Паук, стартовавшая в 2002 году.

В 2006 году, 1-го ноября, вышел эпизод мыльной оперы «Направляющий свет», носящий название «Она Чудо» (англ. She’s a Marvel), описывающий персонажа Харли Дэвидсон Купер (которую играла Бет Элерс) как супергероиню Направляющий Свет. История персонажа продолжилась в восьмистраничном продолжении, «Новый Свет» (англ. A New Light), а затем появлялся ещё в нескольких комиксах «Marvel», вышедших с 1-го ноября по 8.

В конце 2007 года компания начала инициативу в сети, анонсировав «Marvel Digital Comics Unlimited», цифровой архив, насчитывающий более 2 500 комиксов, доступных для просмотра, для ежемесячной или ежегодной подписки.

В 2009 году «Marvel Comics» закрыла Политику Открытого Представления, в контексте которой компания принимала от художников образчики комиксов, которые не были заказаны, аргументируя это тем, что большой объём рассмотрения этих образцов мешает профессиональной деятельности. В том же году компания отметила 70-летие, празднуя своё начало как «Timely Comics», в честь чего был выпущен одно-серийный комикс «Marvel Mystery Comics» «70th Anniversary Special» #1 и другие вариации специальных выпусков.

31 августа 2009 года, после десятилетия переговоров между компаниями, «The Walt Disney Company» заключила сделку о приобретении «Marvel Entertainment» за 4 миллиарда долларов. При этом акционеры «Marvel» получили 30 долларов и 0,745 акции «Disney» за каждую акцию «Marvel», что они имели. Сделка была выгодна обеим компаниям: «Disney» с годами становится всё труднее создавать и продвигать новых персонажей, а «Marvel» не хватало инвестиций для продвижения существующих персонажей.

Весной 2013 года вся команда Marvel, включая высший менеджерский состав компании, переехала с Манхэттена, где в последние четыре года обитала под крышей Raleigh Studios, в северный пригород Лос-Анджелеса.

«Герои вселенной Marvel»

Spider-ManЧеловек-паук 

Настоящее имя Питер Паркер — вымышленный персонаж, супергерой комиксов издательства Marvel Comics, созданный Стэном Ли и Стивом Дитко. С момента своего первого появления на страницах комикса Amazing Fantasy №15 (рус. Удивительная фантазия, август 1962) он стал одним из самых популярных супергероев. Ли и Дитко задумывали персонажа как подростка-сироту, воспитанного дядей и тётей, совмещающего жизнь обычного студента и борца с преступностью. Человек-паук получил суперсилу, увеличенную ловкость, «паучье чутьё», а также способность держаться на отвесных поверхностях и выпускать паутину из рук с использованием прибора собственного изобретения.

Hulk

Халк

Доктор Роберт Брюс Беннер — вымышленный супергерой, появляющийся в изданиях Marvel Comics. Созданный Стэном Ли и Джеком Кёрби, он впервые появился в комиксе The Incredible Hulk («Невероятный Халк») #1 (май 1962 года). С тех пор он стал одним из самых узнаваемых персонажей.

Thor

Тор

Иногда именуемый как Могучий Тор — вымышленный персонаж, супергерой из комиксов компании Marvel. Персонаж основан на образе одноимённого бога из германо-скандинавской мифологии. Его авторы в Marvel — редактор Стэн Ли, сценарист Ларри Либер и художник Джек Кёрби, а первое появление приходится на комикс Journey into Mystery #83 (1962), который позже сменил название на Thor.

Iron Man

Железный человек

Настоящее имя — Энтони Эдвард «Тони» Старк — вымышленный персонаж, супергерой комиксов издательства Marvel Comics и их адаптаций, созданный писателем Стэном Ли, сценаристом Ларри Либером и художниками Доном Хэком и Джеком Кёрби; первое его появление состоялось в комиксе Tales of Suspense #39 в марте 1963 года.

Wolverine

Росомаха

Вымышленный персонаж, супергерой Marvel Comics. Обычно известен по кличке Логан (в честь самого высокого пика его родной страны — Канады). Член многих суперкоманд, включая Людей Икс и Новых Мстителей (Marvel Comics). Персонаж появился на свет в 180-м выпуске комикса «Incredible Hulk» в октябре 1974 года, созданный писателем Леном Уэйном и художником Джоном Ромитой-старшим в сотрудничестве с Хербом Тримплом.

Captain America

Капитан Америка

Настоящее имя — Сти́вен Ро́джерс — супергерой из комиксов компании Marvel Comics. Он был создан писателем Джо Саймоном и художником Джеком Кирби и впервые появился в комиксе Captain America Comics #1 (март 1941) предшественницы Marvel Comics 1940-х, Timely Comics. За годы по разным оценкам около 210 миллионов копий комиксов «Captain America» было продано в общей сложности в 75 странах.